Краткая информация
Спасо-Преображенская церковь находится в Больших Вязёмах и является частью музея-заповедника А.Пушкина. Освящена по окончании строительства в 1600 году. Построена по указанию Бориса Годунова недалеко от его боярского терема.
Первоначально церковь была посвящена Живоначальной Троице. Переименована по инициативе нового хозяина усадьбы князя Голицына.
Храм двухэтажный, белокаменный, семиглавый, окружен арочными гульбищами. Примечателен колокольней, выполненной в псковском стиле – плоская, в два яруса арочная конструкция, окруженная гульбищем. Очень редкая для Подмосковья конструкция колокольни.
На территории церкви находится могила младшего брата Пушкина. Сам будущий поэт с бабушкой по воскресеньям посещали церковь, когда жил в ее имении Захарово.
Церковь неоднократно подвергалась осквернению и запустению. Реставрация и возобновление служб произошло в 1992 году. На ее территории действует приходская школа.
Интересные факты
Семиглавый, четырёхпрестольный, двухэтажный храм был воздвигнут в старинном селе Никольское-Вязёмы царём Борисом Годуновым в конце XVI века: вероятно с 1584 по 1600 годы. Храм вырос напротив Царского деревянного дворца. Богатое царское село, расположенное на дороге, ведущей из западных пределов государства в Москву, имело торжок, каменную плотину. В селе существовала в то время деревянная Никольская церковь, а также небольшой монастырь, посвящённый святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Возведённый белокаменный храм посвятили Живоначальной Троице. В другой годуновской вотчине, в селе Хорошево, что ныне часть Хорошевского района Москвы, царь Борис построил церковь с таким же посвящением, как в своих Вязёмах: во Имя Святой Троицы. Эта церковь не менее красивая, чем вязёмская. У неё, хорошевской, есть и своя уникальная декоративная примета: она украшена снаружи редкими узорчатыми «тарелками», подаренными Царю Борису некими восточными послами.
В начале XVII века, а именно в 1606 году, по пути в Москву, в храме в Никольском-Вязёмах молилась невеста Лжедмитрия I-го Марина Мнишек. Путешественница в своих дорожных записях отметила, что церковь воистину царская, красиво украшенная. Бывал здесь и сам Самозванец: однажды он печально прославился в селе, устроив в нём, неподалёку от церкви, зимний (на Масленицу) потешный бой с нешуточными обидами русским боярам – в снежки, летевшие в русских, немецкие и польские наёмные воины вкладывали камешки, песок и даже свинцовые пули, и в результате такого мошенничества оказалось немало пострадавших.
В смутное время (начавшееся после 1605 года и длившееся, приблизительно, до1620-го) храм подвергался разорению и поруганию. Он был разграблен, стены его по росписям исчерканы так называемыми граффити, то есть именами поляков, датами их «посещения» святыни и, в некоторых случаях, указаниями на то, чем они в храме занимались. Так, некто пан Ежи…. из Кракова, в храме молился. Достойная уважения реакция на пребывание в церкви. Зачем только такой благоговейный молитвенник сообщил об этом потомству, да ещё таким хулиганским способом. Впрочем, его нескромность послужила материалом для исследователей. Ученые до сих пор изучают граффити и реконструируют по ним пути и социальную картину польско-литовской интервенции.
Быть может, зимой 1618-1619 годов в селе можно было видеть встречу Патриарха Филарета, отца царя Михаила Фёдоровича Романова, московским духовенством и боярами, которая произошла, согласно рисунку в летописи, на мосту через речку Вязёмку. Патриарх возвращался в столицу из польского плена. По другой версии, рисунок говорит о встрече на мосту через Москву-реку в районе Николиной горы.
Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, часто проезжал через своё дворцовое имение Никольское-Вязёмы, следуя в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород. Он любил вязёмскую церковь и вносил в неё щедрые дары. Его сын, Пётр, отписал Никольское-Вязёмы своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну, который не замедлил переименовать Троицкую церковь в Преображенскую. Поступок дерзкий и труднообъяснимый, красноречиво говорящий о том, кто в стране хозяин, и откровенно характеризующий «хозяев» как людей самоуверенных и бесчувственных к духовному содержанию жизни. Этим лихим переименованием он решил прославить, может быть, преобразовательную деятельность своего державного воспитанника. А может быть, в новом посвящении центрального алтаря празднику Преображения Господня сыграли роль и воспоминания о славных годах в селе Преображенском, где вызревали будущие реформы, изменившие жизнь Руси-России. Известно, что Пётр I Вязёмы однажды посетил.
В 1797 году в Вязёмы прибыл Государь Император Павел I, объезжавший видных сановников Москвы и губернии после своей интронизации. Князь Н.М. Голицын угощал Его Величество обедом.
У алтаря храма покоится прах Николая Сергеевича Пушкина, умершего в 1807 году в возрасте шести лет, младшего брата великого русского поэта. Сам Александр с бабушкой своей, Марией Алексеевной Ганнибал, и с сестрой Ольгой ходил в Преображенскую церковь из Захарова, к воскресной Литургии, и его первые духовные впечатления и переживания связаны, несомненно, с Большевязёмской церковью. Возможно, он знаком был с богатой библиотекой князей Голицыных, находившейся в центральном усадебном доме, построенном в 50-е годы XVIII века. Детские впечатления поэта вызвали к жизни, впоследствии, и драму «Борис Годунов», и повести «Пиковая дама», «Дубровский», «Барышня-крестьянка».
Война 1812 года вновь изранила и опустошила церковь, исполосовала её новыми именами, на этот раз французских оккупантов. Некоторые святыни храма были вывезены в Москву и там скрыты в земле, в садах частных домовладельцев. А в доме Голицыных, предположительно в библиотеке, на короткое время останавливался Наполеон. Перед ним в тех же покоях ночевал фельдмаршал князь М.И. Кутузов. Главнокомандующий русских войск, человек искренней и испытанной в сражениях веры, вряд ли мог пройти мимо Преображенской церкви и не помолиться в ней, перед советом в Филях.
У алтаря храма покоится прах Николая Сергеевича Пушкина, умершего в 1807 году в возрасте шести лет, младшего брата великого русского поэта. Сам Александр с бабушкой своей, Марией Алексеевной Ганнибал, и с сестрой Ольгой ходил в Преображенскую церковь из Захарова, к воскресной Литургии, и его первые духовные впечатления и переживания связаны, несомненно, с Большевязёмской церковью. Возможно, он знаком был с богатой библиотекой князей Голицыных, находившейся в центральном усадебном доме, построенном в 50-е годы XVIII века. Детские впечатления поэта вызвали к жизни, впоследствии, и драму «Борис Годунов», и повести «Пиковая дама», «Дубровский», «Барышня-крестьянка».
Война 1812 года вновь изранила и опустошила церковь, исполосовала её новыми именами, на этот раз французских оккупантов. Некоторые святыни храма были вывезены в Москву и там скрыты в земле, в садах частных домовладельцев. А в доме Голицыных, предположительно в библиотеке, на короткое время останавливался Наполеон. Перед ним в тех же покоях ночевал фельдмаршал князь М.И. Кутузов. Главнокомандующий русских войск, человек искренней и испытанной в сражениях веры, вряд ли мог пройти мимо Преображенской церкви и не помолиться в ней, перед советом в Филях.
Возобновление приходской жизни началось в декабре 1992 года. В 2000 году рядом с храмом построили Центр Духовного развития молодёжи (ныне школа). В 2007 году было восстановлено остекление нижнего гульбища, что позволило сделать нижнюю галерею тёплой, и снова расширило площадь храма в несколько раз (от 42 кв.м. до 160 кв.м.). В настоящее время община храма, клир и прихожане, осуществляют просветительскую и благотворительную деятельность.
При храме действует Церковная школа для детей (от 5 лет) и Школа для взрослых. На основе бесед и лекций, почитанных сотрудниками храма в Школе для взрослых и на Епархиальных Миссионерских курсах, составляются учебно-методические пособия по Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов.
Как проехать
На электричке из Москвы
От Белорусского вокзала электричкой до остановки "Станция Голицыно". От станции проезд автобусом №38,1055, маршрутным такси №38,79,39 до остановки "Институт" (3-я остановка) или 20 минут пешком.
Из Москвы на автомобиле
Выехать из Москвы по Можайскому шоссе. На 26-м километре от МКАД проехать Малые Вяземы и левый поворот на Малое Московское кольцо. Левый поворот к церкви по улице Институт (указатель на " Историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина") будет примерно через километр перед мостом не доезжая левого поворота на Голицыно. С улицы Институт поворот направо за стадионом к автостоянке. Музей-заповедник А. С. Пушкина находится рядом с церковью.