В этом году исполняется 135 лет со дня рождения скульптора-монументалиста, академика Академии художеств СССР, лауреата пяти Сталинских премий — Веры Мухиной. В честь этой годовщины в экспозиции «Абрамцево. Искусство ХХ века» готовится к открытию новая выставка «Вера Мухина. Взгляд из Абрамцева».
Вера Игнатьевна Мухина (1889–1953) — выдающийся скульптор ХХ века. Училась в московской школе К.Ф. Юона и И.О. Дудина, скульптурной студии Н.А. Синицыной, студии И.И. Машкова; затем в Париже — academie de la Grande Chaumiere у Э.А. Бурделя и в частной школе Ф. Коларосси, посещала Академию изящных искусств. В 1914–1918 годах работала сестрой милосердия в военных госпиталях. Член групп ОРС, «Монолит», «Четыре искусства». Автор скульптурной композиции «Рабочий и колхозница» для советского павильона Всемирной выставки в Париже (1937). Участница ленинского плана монументальной пропаганды. Занималась конструированием одежды, сценографией. С её именем связано возрождение отечественного художественного стеклоделия. Преподавала в Художественно-промышленном техникуме при Музее игрушки (1926–1927), во Вхутеине (1927–1930). Автор серии скульптурных портретов современников (1940–1950-е). Народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947), член Президиума АХ СССР (1947–1953). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).
На даче-мастерской в Абрамцеве Вера Игнатьевна в кратчайшие сроки выполнила эскизы в гипсе самого знаменитого своего творения — «Рабочий и колхозница» (1937).
Мухина обладала редчайшим даром монументалиста, умением спроектировать скульптурную форму в большом размере, с учётом архитектурного пространства. Монументальная группа «Рабочий и колхозница» стала квинтэссенцией её художественных устремлений («для меня образ в искусстве ― его ʺдушаʺ и смысл») и выражением гражданской позиции ― позиции внутренней, врождённой, осознанной.
Для понимания этой яркой, неординарной личности устроители выставки приоткрывают камерный, в чём-то заповедный мир Веры Игнатьевны. Личные вещи, уникальные фотографии, инструменты, станки, фрагменты стен мастерской ― подлинные, помнящие кропотливые усилия Мухиной в поисках пластической формы. Её произведения воплощали идеалы современности; им доверяли, их любили, ими восхищались, о них спорили… Портреты близких людей и знаменитых современников (А.А. Замкова, Г.С. Улановой, Н.Н. Качалова), «уголок» Н.П. Ламановой, модели скульптурных композиций, ставших символами эпохи, соседствуют на выставке с произведениями корифеев советского искусства, попросту соседей Веры Игнатьевны по абрамцевскому Посёлку художников: И.И. Машкова, И.Э. Грабаря, Б.Д. Королёва, С.Д. Тавасиева.
На выставке представлены художественные произведения из собраний Музея-заповедника «Абрамцево», Научно-исследовательского музея при РАХ (Санкт-Петербург), Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, собрания семьи. Партнёрами выставки выступили Научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Российский государственный архив литературы и искусства.